Долговременный уход – комплекс межведомственных мероприятий по оказанию гражданам, имеющим выраженные и резко выраженные ограничения базовых категорий жизнедеятельности, социальных, медицинских, реабилитационных, абилитационных услуг, а также по содействию в их получении.
Задачей долговременного ухода является создание условий для максимально возможного продления периода пребывания граждан, нуждающихся в уходе, в привычной благоприятной домашней среде.
Граждане, нуждающиеся в долговременном уходе — инвалиды I или II группы, неработающие граждане в возрасте 65 лет и старше, имеющие выраженные и (или) резко выраженные ограничения способности к самостоятельному передвижению, и (или) способности к самообслуживанию, и (или) способности контролировать свое поведение, нуждающиеся в одновременном оказании социальных, медицинских, реабилитационных и (или) абилитационных услуг на дому. не заключившие договор ренты либо пожизненного содержания с иждивением с физическим лицом.
Местными исполнительными и распорядительными органами в целях организации долговременного ухода создается комиссия.
В состав комиссии включаются представители структурных подразделений местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющих государственно-властные полномочия в сферах труда, занятости и социальной защиты, здравоохранения, государственных учреждений социального обслуживания, государственных организаций здравоохранения, а также представители других заинтересованных органов и организаций.
Комиссия в целях организации долговременного ухода:
изучает условия проживания гражданина, нуждающегося в долговременном уходе;
составляет индивидуальную программу;
осуществляет оценку результатов реализации мероприятий индивидуальной программы и внесение предложений по ее корректировке.
Для составления индивидуальной программы гражданин, нуждающийся в долговременном уходе (его законный представитель), письменно обращается с в территориальный центр по месту жительства или месту пребывания, а в случае проживания не по месту жительства или месту пребывания – по месту фактического проживания и представляет следующие документы:
заключение ВКК;
медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую рекомендации по лечению и динамическому наблюдению гражданина, нуждающегося в долговременном уходе;
копию индивидуальной программы медицинской реабилитации, абилитации пациента (при ее наличии);
копию индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида (при ее наличии).
Территориальный центр при наличии согласия гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя), вправе оказывать содействие в получении документов.
Комиссия не позднее 5 рабочих дней после даты обращения в территориальный центр гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя), изучает его условия проживания и составляет акт обследования материально-бытового положения гражданина.
На основании представленных документов, а также сведений, содержащихся в акте обследования материально-бытового положения гражданина, комиссия не позднее 10 рабочих дней после даты получения последнего необходимого для организации долговременного ухода документа составляет индивидуальную программу долговременного ухода.
Составление индивидуальной программы осуществляется с участием гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя).
В рамках реализации индивидуальной программы территориальным центром с гражданином, нуждающимся в долговременном уходе (его законным представителем), заключается гражданско-правовой договор оказания социальных услуг.
Гражданину, нуждающемуся в долговременном уходе, территориальным центром оказываются социальные услуги, предусмотренные в перечне социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь, в порядке и на условиях, определяемых Министерством труда и социальной защиты.